Сохранение психологических и физических ресурсов спортсмена для спорта высших достижений при планировании нагрузки в плане многолетней подготовки

Сохранение психологических и физических ресурсов спортсмена для спорта высших достижений при планировании нагрузки в плане многолетней подготовки

раскрытие личностных ресурсов спортсменов, стрессоустойчивость как ресурс результативности спортсменов, спорт высших достижений, массовый спорт и спорт высших достижений, цели спорта высших достижений, задачи спорта высших достижений, развитие спорта высших достижений, виды спорта высших достижений, профессиональный спорт спорт высших достижений, достижение высоких результатов в спорте

В этой статье хотелось бы поднять очень важную проблему не только в олимпийском тхэквондо, но и во многих других видах спорта — уход спортсменов уровня КМС и МС из спорта в возрасте 17-20 лет.

Как показывает практика, основной причиной ухода из спорта спортсменов серьезного уровня является преждевременное черпание психологического ресурса. Есть и другие факторы, чуть позже я о них упомяну.

Хотелось бы сначала, воспользовавшись своими наблюдениями и тренерским опытом, предположить, как необходимо распланировать психологические и физические нагрузки в течении многолетней подготовки, чтобы реализовать весь, заложенный в спортсмена природой, потенциал.

Современные реалии таковы: чтобы конкурировать среди олимпийских видов спорта необходимо набирать мальчиков и девочек в олимпийское тхэквондо уже в 4-5 лет. Потому, что если этого не сделать в этом возрасте, то к 1-му классу ребята и девчата будут уже в других видах спорта.

И начинать заниматься с ними… нет, не тхэквондо, а развитием координации движений, ориентации в пространстве, умением управлять своим телом, развитием пластики и, конечно, общей физической подготовкой. Учить их играть во все спортивные игры. И чуть-чуть специализации.

СПОРТСМЕНЫ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

по 2 тренировки в неделю (максимум 3)

по 45-60 мин

СПОРТСМЕНЫ ОТ 8 ДО 10 ЛЕТ

по 3 тренировки в неделю (максимум 4)

по 70-90 мин

81178216-727x522

С точки зрения теории и методики спорта и спортивной психологии будет правильней вводить соревнования по поединкам в процесс подготовки лишь с 9-10 лет.

А для того, чтобы «стремящиеся» мальчики и девочки могли удовлетворить свое желание быть лидерами, необходимо придумывать для них следующие соревнования: по техническим элементам (удары руками, стэпы, удары ногами), соревнования в физических способностях (сила мышц рук, сила мышц ног, мышц живота, скоростные способности). 

  • по техническим элементам (удары руками, стэпы, удары ногами)
  • по физическим способностям (сила мышц рук, сила мышц ног, мышц живота, скоростные способности)

Как только у будущих спортсменов укрепятся связки, разовьется сила мышц, сформируется стойкий двигательный навык простых стэпов и простых ударов, чтобы думать во время боя ни «как», а «когда», можно включать в тренировочный процесс «модельные тренировки» с поощрительными грамотами или медалями, где моделируются соревновательные ситуации, тщательно подбирая соперников по уровню подготовки.

СПОРТСМЕНЫ ОТ 10 ДО 13 ЛЕТ

по 4 тренировки в неделю (максимум 5)

по 90-120 мин

Хотелось бы заметить, что подходить к увеличению нагрузки необходимо очень индивидуально. Кто-то движется в спорте чуть быстрее, а кто-то чуть медленнее, а кто-то может двигаться очень быстро, но его надо чуть попридержать и т.д.

edinoborstva_deti

И вот наконец спортсмен начинает выступать на соревнованиях по поединкам. Здесь хотелось бы упомянуть, что количество соревнований в сезон, с точки зрения подготовки спортсмена в многолетнем плане лимитировано по ряду причин. О нескольких из них, самых важных на мой взгляд, хотелось бы рассказать.

ПОЧЕМУ СТОИТ ОГРАНИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО СОРЕВНОВАНИЙ?

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА — ЭТО ЧЕРПАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕСУРСА

В этом контексте хотелось бы коснуться подготовки перспективных спортсменов, которые очень сильно хотят быть первыми, на соревнованиях в первую очередь. Это потенциальные лидеры почти во всех видах деятельности. Их можно назвать «люди движения». Р.М. Загайнов (известнейший спортивный психолог) назвал их «спортсмены-победители». Девиз этих спортсменов «победа либо смерть!». Такие мальчики и девочки, каждый раз выходя на площадку, дерутся, если образно выражаться, за свою жизнь. Представляете сколько психологической энергии они на это тратят?

shutterstock_51179569-800x400

А если начать черпать психологический ресурс выступлениями на соревнованиях по поединкам с 6-8 лет, и при этом выступать по 4-6 раз в сезон, когда центральная нервная система еще не окрепла, внутренние системы организма еще не сформированы и взаимодействие между ними не налажено для максимально эффективного функционирования?

Если начинать так, как выше описано, то психологический ресурс будет расходоваться, мягко говоря, не экономно. И при такой постановки многолетнего тренировочного процесса в 17-19 лет 93-95% спортсменов, к этому возрасту достигших уровня КМС И МС, уйдут из спорта, исчерпав весь свой психологический ресурс.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА, НЕ МЕНЕЕ ВАЖНАЯ — ЭТО ЦИКЛИЧЕСКОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ В СЕЗОНЕ

Так как рассматриваем процесс подготовки к соревнованиям по поединкам, то ниже сказанное относится к спортсменам от 9-10 лет.

У спортсменов до 16-18 лет (у каждого индивидуально) идет процесс освоения техники олимпийского вида спорта тхэквондо, параллельно развиваются все физические способности. Формируется индивидуальная техника. Совершенствуется взаимодействие внутренних систем организма.

Но, мне хотелось бы сейчас коснуться, в основном, технического аспекта подготовки спортсменов на данном этапе развития. Одна из основных задача развития спортсмена на этапе до 16-18 лет — это набрать двигательный опыт, освоить как можно больше технических элементов (ударов, стэпов, уходов, блоков), чтобы впоследствии обладать большим техническим арсеналом и уметь управлять своим телом в пространстве.

tkd_kid

Если следовать этой задачи, то спортсменам на этом этапе развития, необходимо осваивать множество новых элементов, потому что у них идет процесс обучения, а не совершенствования. И как следствие этой задачи простейший макроцикл подготовки к соревнованиям с учетом количества занятий в неделю, примерно, выглядит следующим образом:

ОФП и СФП (2-3 недели) + ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО — СТЭПА, УХОДОВ, ПЕРЕДВИЖЕНИЙ, СПАРРИИНГОВЫХ СВЯЗОК (2-3 недели) + ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В СПАРРИНГОВЫХ ЗАДАНИЯХ (2-3 недели) + ГРАМОТНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ К СОРЕВНОВАНИЯМ (2 недели) + СОРЕВНОВАНИЯ (1 день) + ВОССТАНОВЛЕНИЕ (от 3 дней до 2 недель)

Если следовать этой формуле, то макроцикл будет длиться от 8-9 до 12 недель.

Таким образом получается, что на этапе обучения количество соревнований в сезоне может быть следующим:

  • 9-10 лет — 2-3 соревнования
  • 11-12 лет — 3-4 соревнования
  • 13-14 лет — 5-6 соревнований
  • 15-16 лет — 7-9 соревнований

Естественно, построение этого простейшего цикла варьируется в зависимости от этапа многолетней подготовки (возраста занимающегося) и, как следствие, от количества занятий в неделю.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — ЭТО ОПЛАТА ТРЕНЕРСКОГО ТРУДА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ РОССИИ

Базовая ставка у начинающего, как правило молодого, специалиста 17000 руб. Для проживания в Санкт-Петербурге это «капли». А если ты не один, а уже есть семья, то это просто смешно.

Надбавки к базовой ставке даются за результат. Вот и форсирует молодой специалист подготовку спортсменов, чтобы выжить.

Рука об руку с низкой оплатой труда, как условием форсировании нагрузок, идет недостаток тренерского опыта и нереализованные амбиции. Недостаток опыта — это неизбежно на начальном этапе развития молодого тренера, а нереализованные амбиции являются неотъемлемым условием, для того чтобы начинающий тренер вырос в высококлассного специалиста, любящим и хорошо знающим свое дело.

Здесь хотелось бы разделить отсутствие опыта и отсутствие знаний. Это две разные вещи.

Отсутствие тренерского опыта — это момент который почти невозможно устранить. Отсутствие знаний — это поправимо для целеустремленного человека. А знания в совокупности с нереализованными амбициями — это почти стопроцентный результат.

АВТОР СТАТЬИ:

Михаил Сергеевич Гурский —

основатель СШ «Таеквондо 2000», тренер высшей категории,

мастер спорта России

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

  • Квалифицированный спортсмен способен без особого ущерба для себя снизить вес тела на 1—2 кг. Это легко сделать, уменьшив объем питания (ограничение жидкости и углеводистых гарниров)......

  • Каждая тренировка, участие в соревнованиях, выполнение любой интенсивной физической нагрузки ведет к уменьшению веса. По изменению веса тела после нагрузки можно с известной достоверностью судить об энергозатратах......

  • Выполнение развивающих тренировок силовой, скоростно-силовой и скоростной направленности с частотой 1 или 2 раза в неделю позволяют существенно изменить массу миофибрилл......

  • Рост силы связан с либо с совершенствованием процессов управления активностью мышцы, либо ростом числа миофибрилл в мышечных волокнах......

проблемы спорта высоких достижений, особенности спорта высших достижений, система в спорте высших достижений, современные достижения в спорте высших достижений, психология в спорте высших достижений, теория и методика таэквондо

Поделитесь информацией с друзьями: